150 лет со дня рождения Вячеслава Шишкова, «Сказителя Сибири».

      Вячеслав Яковлевич Шишков - выдающийся русский писатель, инженер, родился 03 октября 1873 году в Бежецке Тверской губернии (Тверская область). Лауреат Сталинской премии первой степени (1946 — посмертно). Главная тема творчества В. Я. Шишкова — настоящее и прошлое Сибири, величие её природы, своеобразие образа жизни и характера сибиряков. Произведения Вячеслава Шишкова издавались на языках народов бывшего СССР и России, переводились на европейские языки.

       В 1894 году Вячеслав Яковлевич выехал на службу в г. Томск. В 1900 году он успешно выдержал учебные испытания и получил право на самостоятельное производство инженерных работ. С этого времени Шишков стал возглавлять из года в год экспедиции по техническому исследованию рек Сибири, руководил работами по изысканию оптимального варианта Чуйского тракта и исследованиями реки Бии. «Благодаря моей специальности, мне довелось жить долгое время бок о бок с простыми людьми, нередко в одной палатке, питаться из одного котла», — вспоминал позднее Вячеслав Шишков. – «Я вплотную изучал жизнь народа, а для писателя это – клад. Народная душа, простой, сочный, образный язык, быт и бытие. Чего же больше?» И вот он стал заносить в «памятные книжки» впечатления, народные выражения, были. Начал писать рассказы «для себя», и, считая их неудачными, никому не читал. Первую опубликовали — символическую сказку «Кедр» (1908) в газете «Сибирская жизнь» (Томск) о силе и мощи кедра – великана, укрывающего под своей сенью пернатых от хищников.

         Началом же литературной деятельности сам Вячеслав  Шишков считал 1913 год, когда от очерков и эскизных набросков он обращается к рассказу и повести. В этом году появляются рассказы «Помолились», «Суд скорый», «Краля». В газете «Жизнь Алтая» печатаются рассказы «Дяденька» и «Теща», а в «Алтайском альманахе» в 1914 году – рассказ «На Бие» о богатстве Алтая, его умных, талантливых людях, в «Сибирской жизни» — рассказ «Перед рассветом». Из произведений этого периода особенно интересны «Чуйские были», в которых повествуется о горькой, беспросветной жизни алтайцев, их бесправии, доверчивости, чем пользовались купцы.  В 1915 году Вячеслав Шишков переехал в Петроград, где сблизился с М. Горьким. В 1916 году при содействии Горького выходит первый сборник рассказов «Сибирский сказ».

   

 

      После переезда в Петроград, Сибирь и особенно Алтай остаются одной из основных тем его творчества. Вершиной сибирской прозы Шишкова стали романы «Ватага» (1923 год, о Гражданской войне), рассказ «Свежий ветер» — о деревне в первые годы революции, том путевых очерков «Ржаная Русь», большая повесть «Странники» из жизни беспризорных ребят, сборники рассказов на сибирские темы «Шутейные рассказы». Над романом «Угрюм-река» писатель работал 14 лет (1918-1932 гг.), а в 1930 году вместе с А. Н. Толстым путешествует по Уралу, собирая в «копилку памяти» материал для будущего.

          С 1927 года Шишков жил в  Детском Селе. В 1928—1930 годах писатель работает над повестью «Странники» о беспризорниках. Был участником поездки группы писателей и журналистов на строительство Беломорканала, но отказался что-либо писать для пропагандистского сборника о канале.

        В 1941 и до 1 апреля 1942 года  Шишков  находился в блокадном Ленинграде, писал статьи для фронтовых газет, издал первый том романа «Емельян Пугачёв», оставшегося незаконченным. Вторая и третья книги вышли уже посмертно.

      Как художник Шишков воспринимается в русле демократического направления  русского  реализма. Его достижения в бытописании соседствуют с широким использованием аллегории, символики. Особое восхищение читателей  вызывает  этнографическая  языковая чуткость писателя. Шишков хороший  рассказчик-реалист,  многообразно  отразивший в своей прозе глубокое знание различных областей Сибири и интерес к народному языку.

       Вячеслав Яковлевич Шишков умер в Москве 6 марта 1945 года, оставив нам богатейшее художественное наследие. Все бури народной жизни, нравственные и исторические, бушуют в его творениях … это сущий «огонь в одежде слова». И этот «огонь» вечно будет гореть в сокровищнице русской художественной мысли.